ФГОС ООО (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, c 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы - это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене - быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.
ФГОС общего образования должен обеспечивать:
-
единство образовательного пространства Российской Федерации;
-
преемственность основных образовательных программ (далее – ООП) начального, основного и среднего общего образования.
ФГОС общего образования включает в себя требования:
-
к структуре ООП общего образования;
-
к условиям реализации ООП общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);
-
к результатам освоения ООП общего образования.
В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:
-
разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;
-
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
-
приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
-
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;
-
разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ, заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
-
определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
-
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
-
осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования).
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО
Федеральный уровень
-
Конституция РФ. Статья 43 п.1,5.
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 №19644).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
-
Фундаментальное ядро общего образования
-
Примерное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся
-
Примерное положение о рабочей программе
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении ФГОС ООО».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
-
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован 6 октября 2010г., регистрационный номер 18638).
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295).
-
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010г. №1507-р).
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014г. №594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Региональный уровень
-
Письмо министерства образования Нижегородской области от 17.02.2010 № 316-01-52-515/11 «О направлении приказа Минобрнауки России от 17.02.2010 №1897».
-
Письмо министерства образования Нижегородской области от 26.02.2015 № 316-01-100-590/15 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования».
-
Письмо министерства образования Нижегородской области от 09.02.2015 № 316-01-100-366/15 «О размещении проектов примерных основных образовательных программ».
-
Письмо министерства образования Нижегородской области от 17.02.2015 № 316-01- 100- 468/15 «О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС ООО в 5 классе».
-
Методическое письмо ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» «О реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам», Нижний Новгород, 2015г.
-
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 09.04.2015 № 316-01-100-1233/15 «О направлении методических рекомендаций по изучению обществознания, биологии, географии в 6 классе в 2015/2016 учебном году».
-
Письмо министерства образования Нижегородской области от 31 марта 2015 № 316-01-100-1065/15 «О мониторинге введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования».
-
Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014г. №301).
-
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Нижегородской области» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013г. №429-р).
-
План реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2010-2015 годов (утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2010г. №1445-р).
-
Приказ министерства образования Нижегородской области от 27 февраля 2010г. №180 «О создании координационного совета при министерстве образования Нижегородской области по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (в редакции приказа от 06 марта 2015г. №658).
-
Приказ министерства образования Нижегородской области от 30 апреля 2014г. №1086 «Об утверждении плана мероприятий по введению в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Нижегородской области».
Министерство образования Нижегородской области: «О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС ООО в 5 классе»
Методическое письмо о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам
Методические рекомендации по реализации ФГОС ООО в 5 классе